«Употребление термина «без вести пропавший воин» как военно-историческая и духовно-нравственная проблема»

4 декабря 2019

 3 декабря – День Неизвестного солдата. Это день памяти всех погибших и пропавших без вести во время войн и военных конфликтов.

Это дань благодарности всем, кто погиб на фронтах, память о каждом солдате, защищавшем нашу Родину, и на чьи могилы не могут прийти их родственники и потомки. Но все они – герои своей страны – живы в памяти людской, поэтому важно бережно хранить и передавать от поколения к поколению эту память.

В этот памятный день филиал РГУ им. А.Н. Косыгина в Твери, совместно с Тверской региональной общественной организации ветеранов Воздушно-десантных войск и войск специального назначения «Ржевский союз десантников» провели научно-практическую конференцию «Употребление термина «без вести пропавший воин» как военно-историческая и духовно-нравственная проблема» в г. Ржеве.

Одной из самых ярких и трагических страниц истории Великой Отечественной войны стала Ржевская битва, отмеченная огромным числом павших советских солдат и офицеров.

Особенности и характер боевых действий в районе Ржева не позволяли своевременно и в полном объеме учитывать и захоранивать погибших.

Наибольшее число погибших советских воинов оставались не опознанными. На уровне роты, батальона они  записались, временно, как «без вести пропавшие» в расчете на то, что могут оказаться убитыми, ранеными либо временно прибившимися к другим частям или подразделениями.

В большинстве случаев подозрений об их измене и предательстве в воинских подразделениях не возникало. И на отдельных участках боевых действий термин «без вести пропавший» воспринимался правильно.

В настоящее время для подобных случаев Президентом России введён термин «временно отсутствующий воин». Но тогда его не было. По прошествии времени изменений в судьбе безвестно потерянных воинов не произошло, но временная, и в то время существующая по сей день формулировка «без вести пропавший» стала горькой печатью с оскорбительно-подозрительным оттенком.

В связи с этим участники конференции считают целесообразным в публичных выступлениях, научных публикациях, массовой печати и личном общении избегать применения термина «без вести пропавший», заменяя его на «безвестно павший», «не вернувшийся из боя» воин.